главная ~ атеизм ~ новости ~ статьи ~ чаво ~ полемика ~ форум ~ юмор
справочник антиатеиста ~ уголок атеиста ~ литература ~ скачать ~ проекты

Грязная тема
Успокоитель


А. Дюрер "Мужская баня"

Одна атеистка в разговоре со мной как-то сказала что, по ее мнению, христианство сыграло отрицательную роль в истории человечества, но все-таки вода в кране исчезает по другим причинам. Однако есть такие атеисты, которые идут дальше в своей критике и утверждают, что вода в кране исчезает именно по этой причине.

В Интернете есть бред. В Интернете есть много бреда. Когда бреда становится очень много, тогда появляются сайты подобные www.absentis.ru. Автор этого сайта Денис Абсентис выдвигает смелую (если не сказать революционную) мысль о том, что именно христианство повинно в средневековой антисанитарии, следовательно - это религия грязнуль и нерях, и поэтому ему не место в цивилизованном обществе.

Надо признать, что автор с усердием ударника-ассенизатора углубился в грязную составляющую истории Европы и выудил немало фактов свидетельствующих, казалось бы, в пользу его точки зрения, что так действует на впечатлительных людей, что даже христиане предпочитают помалкивать. Однако ложь и невежество всех этих рассуждений обнаруживается, как только мы начинаем внимательнее рассматривать основные тезисы автора, которые он положил в основу своей статьи "Средневековая Европа. Штрихи к портрету". Мы не знаем откуда у этого человека такая фантазия: то ли осложнения после падения вниз головой со второго этажа, то ли открывшийся третий глаз после удара током высокого напряжения, то ли травку он курит очень забористую - для нас не это столь важно. Собственно его статьи (среди которых есть, например, такой шедевр как "За что апостолы съели Христа?". Так и хочется спросить автора: "Кто съел твой моск, Денис?") и внимания нашего то бы не стоили, если бы не их вышеупомянутая распространенность в сети.

Поэтому, желая помочь тем людям, которые соблазняются из-за всей этой низкосортной писанины, я и счел своим долгом написать опровержение.

Бани

Итак, во-первых

Автор называет Средневековый Запад христианским.

"Средневековье я понимаю как "длинное средневековье" по Ле Гоффу, поскольку считать, что с приходом Возрождения "темные века" и "средние века" закончились, мне кажется надуманным. Реформация - лишь продолжение средневековья, и массово сжигаемые в эпоху Возрождения "ведьмы" не дают повода в этом усомниться."

Это невежественная точка зрения. Христианство распространялось постепенно. .Христианство стало государственной религией Рима еще в древности - в "дохристианской Европе", а в период определенный автором как христианский, множество народов было на протяжении столетий - язычниками.
Ниже мы приводим некоторые даты начала христианизации народов Европы. Даты примерные и размытые, потому что, как правило, сам процесс христианизации проходил десятилетиями и даже столетиями.

Готы - 4-5 век (ариане)
Лангобарды - конец 7-ого века
Вандалы - 4-5 века
Бургунды - начало 5 века
Франки - 5-6 века
Ирландцы - середина 5 век.
Скотты - сер. 6 век
Германцы - 8 век
Саксы - 9 век
Болгары, моравы, Паннония - сер. 9 век
Чехи - 10-11 века
Поляки - сер.10век
Русь - 988 год
Датчане - 10-11 века
Шведы, Норвеги - конец 11 век
Литовцы -14-15 века

Несмотря на все натяжки "по Ле Гоффу" , остается непонятным почему автор втискивает в Средние века события из более поздних времен, в частности пресловутое Великое зловоние, которое случилось аж в 1858 году.

Кроме того, автор тут подставляет себя еще и с другой стороны. Так, утверждая что "Средневековье длилось, по существу, до XVIII в", он поступает в противоречие с другим известным постулатом антихристиан: дескать, классическая наука родилась не в средневековой христианской Европе, а в период Просвещения. Ну так коли ты объединяешь эпоху Просвещения со Средними веками , то придется признать что и наука возникла именно в "темном" Средневековье, строго "по Ле Гоффу".

Почему автор, имея в виду христианство, говорит только о Западной, а не о Восточной Европе?

Действительно, если автор утверждает прямую взаимосвязь между христианством и нечистоплотностью, то эти явления должны иметь место у всех христиан во всех христианских государствах мира на всем протяжении Средних веков. Но автор, обвиняя все христианство в целом, ограничивается почему-то описанием только западных стран, технично обходя восточные христианские страны. А ведь и на Руси, и в Византии бани строились и были любимы народом. Русские бани - это вообще наш, можно сказать, брэнд, наша , не побоюсь этих слов национальная гордость. Причем тут надо еще заметить, что когда атеистам надо "доказать" вражду науки и христианства, то они совершают кульбит и "типичным христианством" у них уже считается Православная Русь, а не католически-протестантский Запад, В плане науки Русь действительно в позднем Средневековье отставала от католиков, в основном из-за последствий Татаро-монгольского ига.

Сведения о гигиене руссов-язычников несколько противоречивы.. Вот что пишет о наших предках арабский путешественник. "Они грязнейшие из твари Аллаха, - (они) не очищаются от испражне-ний, ни от мочи, и не омываются от половой нечистоты и не моют своих рук после еды, но они как блуждающие ослы. ……И у них обязательно каждый день умывать свои лица и свои головы посредством самой грязной воды, какая только бывает, и самой нечистой, а именно так, что девушка приходит каждый день утром, неся большую лохань с водой, и подносит ее своему господину. Итак, он моет в ней свои обе руки и свое лицо и все свои волосы. И он моет их и вычесывает их гребнем в лохань. Потом он сморкается и плюет в нее и не оставляет ничего из грязи, но (все это) делает в эту воду. И когда он окончит то, что ему нужно, девушка несет лохань к тому, кто (сидит) рядом с ним, и (этот) делает подобно тому, как делает его товарищ. И она не перестает переносить ее от одного к другому, пока не обойдет ею всех находящихся в (этом) доме, и каждый из них сморкается и плюет и моет свое лицо и свои волосы в ней." (Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу)

Но уже после Крещения Руси все путешественники отмечают любовь русских к бане. Другой арабский путешественник Ал-Бекри отмечает картину, отличную от той, что фиксировал Ибн-Фадлан у руссов-язычников.

"И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева... В одном из углов дома устраивают очаг из камней и на самом верху открывают окно для дыма. В доме же имеется резервуар для воды, которой поливают раскаленный очаг, и поднимается тогда пар. В руках у каждого связка сухих ветвей, которой приводят в движение воздух и притягивают его к себе "(Ал-Бекри, 11век)

В записках немецкого путешественника Айрамана, который пешком прошел от Кенигсберга до Нарвы и от Нарвы до Москвы, говорится: "О банях московитов или их привычках мыться я хочу вкратце вспомнить, потому что у нас неизвестно... В общем, ни в одной стране не найдешь, чтобы так ценили мытье, как в этой Москве. Женщины находят в этом высшее свое удовольствие".

"На Руси баня занимала важное место в жизни людей. Из летописи монаха Киево-Печорской лавры Нестора явствует, что в X в. в больших городах Руси, таких как Киев и Новгород, существовало большое количество бань."

В Санкт-Петербурге в 1874 году насчитывалось 312 бань. Большинство из них снабжалось невской водой. Из 312 бань - 46 было торговых и 266 "номерных или семейных".
В Москве в конце 18-ого века при населении около 300 тысяч человек было 64 общественных и 756 домовых бань.

Вообще на Руси чистота считалась образцом жизни христианина. В своде житейских правил и наставлений Домострое 1551 года. (Составлен при участии священника Сильвестра.) говорится: "А еще в этой книге найдешь ты некий устав о мирском строении: о том, как жить православным христианам в миру с женами и с детьми и с домочадцами, как наставлять их и поучать, и страхом спасать и запрещать строго и во всех их делах сохранять их в чистоте, душевной и телесной, и о них заботиться, как о собственной части тела, ибо сказал Господь: "Да будете оба в едину плоть"

И далее

"Вот потому-то у добрых людей, у хозяйственной жены всегда дом и прибран и чист,- во дворе и перед воротами на улице слуги всегда подметают мусор и выгребают грязь, а зимою и снег разгребают. А щепки и опилки и прочий хлам прибирать, чтобы всегда все было в порядке и чисто. В конюшне же и в хлеву и в остальных всех службах устроено все как следует, припрятано и подчищено и подметено - в добрый дом такой, хорошо обряженный, точно в рай войти."

В Византийской православной империи, бывшей в Средневековье одним из самых великих и могущественных государств, с банями тоже было все нормально.

"Известно, что Константинополь славился банями, которые имелись в каждом квартале города. Среди самых известных и изящно оформленных следует назвать бани Зевксима, находившиеся недалеко от дворца."

"Столица на Босфоре ничем не должна была уступать городу на Тибре. Ещё при жизни её основателя было сооружено 30 великолепных дворцов и храмов, около 4 тысяч домов для римской знати, цирк, два театра, более 150 бань, примерно столько же хлебопекарен, восемь акведуков и ипподром…."

Итак, как мы видим главный тезис о нечистоплотности всех христиан провалился. Значит мы имеем дело только с западными христианами. Однако и тут не все так, как хотелось бы антихристианам. Например, непонятно кого надо считать "типичным христианским" правителем: Изабеллу Кастильскую , которая мылась два раза жизни (а хде источник кстати?), или Карла Великого? "Любил он также купаться в горячих источниках и достиг большого совершенства в плаванье. Именно из любви к горячим ваннам построил он в Ахене дворец и проводил там все последние годы жизни. На купанья, к источникам он приглашал не только сыновей, но и знать, друзей, а иногда телохранителей и всю свиту; случалось, что сто и более человек 'купались вместе." (Карл Великий. Жизнеописание Эйнгарда.)

На Западе бани тоже были

Автор в атакующем запале явно увлекся. Его утверждение "Христианство выкорчевало из памяти народа даже мысли о банях и ваннах"...насколько бескомпромиссно , настолько же и глупо, и явно рассчитано на впечатлительных людей. На самом деле в Европе бани были.

..... в большинстве городов XI-XVI веков регулярно действовали бани, а в крупных городах - в немалом количестве. В Париже в 1292 году числилось 26 бань, полвека спустя в Нюрнберге - 9, Эрфурте - 10, Вене - 29, Вроцлаве - 12. Красочное описание дает Поджо Браччоли, сопровождавший Иоанна XXIII, лишенного в 1417 году папского престола, в поездке в Баден. По его записям, здесь действовало 30 роскошных бань, а для простолюдинов - два открытых бассейна

Средние века часто представляются нам как эпоха общего упадка культуры. Однако гигиена не сдала своих позиций в это время. Едва поднявшись с кровати, феодал окунался в заранее наполненную горячей водой бадью. В подвалах замков нередко устраивали парилки, причем в них использовалась вода, ароматизированная травами и цветами. Женщины, чтобы сохранить прическу, купаясь, надевали свитый из цветов венок в форме шапочки. Перед завтраком обитатели замка снова совершали омовение рук и лица.

На фонтане в одном из средневековых французских замков сохранилась наивно-назидательная надпись: "Нужно мыть руки, чтобы быть чистым, идя к столу" . Призыв был особенно актуальным в то время: ведь вилка еще не была распространена. Во время еды руки вытирали салфетками, а потом снова мыли их у фонтана. Перед сном обитатели замка мыли ноги.

Таковы были привычки людей богатых. А крестьяне? Быт средневекового крестьянства известен нам хуже, чем жизнь сеньоров, но среди редких предметов крестьянского обихода, дошедших до наших дней, есть кувшины для воды, тазы, корыта.

Следили за чистотой и горожане. В 1292 году в Париже при населении примерно 150 тысяч было не менее 26 бань, они работали ежедневно, кроме воскресенья. Богатые буржуа предпочитали мыться дома. Водопровода в Париже не было, и воду доставляли за небольшую плату уличные водоносы.

Особо стоит отметить лечебные купальни которые начали развиваться еще в Средних веках. На городском гербе г. Баден, дарованном императором Фридрихом III, изображены мужчина и женщина в купальной кадушке, что свидетельствует о знаменитости баденских термальных купален.


герб г. Баден

Первые купальни в Венгрии начали строиться еще задолго до влияния турок.
Первая купальня в этом районе были построена в 14 веке, хотя купальна Рудаш датируются концом 16 века.

Были лечебные купальни и в Швейцарии.
.... епископа Матеуса Шинера, позже ставшего кардиналом, поразила целебная сила источников региона Боэц (сейчас это знаменитый курорт Лейкербад), и он стал приглашать сюда именитых гостей со всей Европы. Для них были оборудованы специальные купальни, построены постоялые дворы.

Купальни и бани упоминаются , например, в следующих в исторических источниках:

"Затем день пути до Ботернисборга (г. Витербо), где находится купальня Тидрека" (Аббат Николай. "Дорожник")

"Тот, кто совершил кражу в бане или у своего хозяина на сумму более половины марки, он спасает свою жизнь, платя сорок марок, или он будет повешен 100." ( Бьеркеарэттен 18. О краже в бане или у домохозяина )

" Что же касается расходов, то в неделю тратится десять тысяч курушей, ибо [при больнице] имеется триста, а может и больше, служителей. Все они одеты в красное, за исключением векилей, хакимов, кехьи и священников, ибо [больница] похожа на город, имеет судей, писцов, лекарей, кондитеров, банщиков, поваров, пекарей, не считая топлива и пищи для больных, матрасов, простыней и всех прочих нужд " (Симеон Лехаци "Путевые заметки", 7. В Государстве папы)

"В старости, когда зрение его резко ухудшилось, он стал монахом. О бедняках он ежедневно заботился собственноручно. Для тех из них, кто был болен, этот слепец, сопровождаемый камерарием, носил из долины на вершину горы воду, готовил баню, доставлял чистое бельё и всё, в чём нуждалось тело, а затем отпускал их с миром;" (Титмар из Мезербурга. "Хроника")

"Во всех городах, состоящих под властью вышеупомянутого короля и его преемников, равно и их баронов, венециане имеют церковь, целую улицу, площадь или баню и пекарню в вечное и наследственное владение, свободное от податей и на праве королевской собственности. .... Если они пожелают в Акконе устроить пекарню, мельницу, баню,весы, четверики и ведра для измерения вина, масла и меда в своем квартале, то да будет разрешено всем жителям города пользоваться тем свободно для печения, молотья и мытья как бы то было королевской собственностью." Вильгельм Тирский

Филиппов Б и Ястребицкая А. в книге "Европейский мир Х-ХV вв" пишут:"Общественными банями типа римских терм западное Средневековье не пользовалось… И все же мы можем говорить о культуре бани в средние века, особенно в XIII-XIV вв., хотя она и не достигла, как в греко-римском античном мире, уровня "особой формы жизни" и отношение к ней, как и положение в обществе в целом, было противоречивым."

С этим можно согласиться. Действительно христиане отвергали баню как место разврата, а поскольку в римских термах царили свободные нравы, причем не только гетеро, но и гомосексуального характера - то отсюда понятно и настороженное к ним отношение. Но, тем не менее, это не означает, что христиане отвергали бани как место где можно помыться. Просто приходится констатировать, что страх греха пересиливал желание попариться с огоньком. Филиппов признает что "В богатых домах купались в лоханях." Можно, конечно, посмеяться что лохань - это далеко не баня, но извините меня, в лоханях, то бишь ваннах, до сих пор моется подавляющее количество людей у нас в России - но ведь ни у кого же не повернется язык посмеяться над россиянами и назвать их грязнулями.


Кроме того, здесь нельзя не упомянуть и влияние на непопулярность бань венерических заболеваний, в частности сифилиса. Филиппов продолжает: "Баня была местом встреч, развлечений, приятного времяпрепровождения и вплоть до распространения (с конца XV в.) в Европе сифилиса бани посещали часто, получая от этого большое удовольствие."
Фернан Бродель. "Структуры повседневности: возможное и невозможное".Гл.4 "Излишнее и обычное: жилище, одежда и мода":
" Бани, давнее наследие Рима, были правилом во всей средневековой Европе - как частные, так и весьма многочисленные общественные бани, с их ваннами, парильнями и лежаками для отдыха, либо же с большими бассейнами,с их скученностью обнаженных тел, мужских и женских вперемежку. Люди встречались здесь столь же естественно, как и в церкви; и рассчитаны были эти купальные заведения на все классы, так что их облагали сеньориальными пошлинами наподобие мельниц, кузниц и заведений питейных. А что касается зажиточных домов, то все они располагали "мыльнями" в полуподвалах; тут находились парильня и кадки - обычно деревянные, с набитыми, как на бочках, обручами. У Карла Смелого был редкостный предмет роскоши: серебряная ванна, которую за ним возили по полям сражений. После разгрома под Грансоном (1476г) ее обнаружили в герцогском лагере" Итак, как мы видим христиане в Средних веках мылись и в банях, и в домах. А потому слова Абсентиса "Христианство выкорчевало из памяти народа даже мысли о банях и ваннах." - просто глупая дешевая ложь.

Канализация

"Дерьмо случается" (с) Форрест Гамп

Итак о банях мы поговорили - теперь перейдем к канализации . Его разглагольствования на эту тему весьма сильно смахивают на низкосортную фантастику, дескать "у этих христиан грязь да фекалии были на улицах, а вот у нехристиан в Средних веках была сплошная чистота , да порядок, и унитаз с джакузей в каждом доме, и мыло с шампунем в одном флаконе и еще ковры-самолеты по небу летали"

Однако даже легкое знакомство с историческими источниками опровергает эту фантазию. Канализацию могли себе позволить, и то в ограниченных размерах, только крупнейшие государства, владеющие десятками и сотнями тысяч рабов.

Обратимся к Большой Советской Энциклопедии: "Историческая справка. Отведение сточных вод по трубам за пределы населенных мест применялось с древних времён. При раскопках в Египте обнаружены канализационные каналы, построенные 2500 лет до н. э. Аналогичные сооружения существовали ещё раньше в Индии. В 6 в. до н. э. в Риме был построен канал "клоака максима", частично используемый в современной Канализация Однако эти сооружения требовали огромных затрат труда и материалов и осуществлялись лишь для дворцов, храмов, общественных купален. В эпоху феодализма и особенно в последующий период развития капитализма возросшая плотность населения привела к ухудшению санитарного состояния городов."

Как видим даже авторы БСЭ (которых трудно заподозрить в любви к христианству) видели причину неблагоприятной санитарной обстановки не в христианстве, а в банальной перенаселенности.

"Повсеместно клозет и канализация встречаются значительно позже - в домах знати Древнего Рима. И не только в домах - там же появились первые общественные уборные, которые размещались в красивых зданиях на главных городских улицах. Впрочем, "общественными" их назвать можно с большой натяжкой - воспользоваться услугами публичных туалетов могли лишь богатые патриции."

"Первый общественный туалет был построен еще до нашей эры в античном городе Хиерополисе. Пользоваться туалетом могли только мужчины, непременно знатные, те, кто был способен оплатить эту услугу."

Так что удивляться тому, что в крупнейших городах империи, на которую работали сотни тысяч рабов (об их участи Абсентис сильно не заботится) и платило подать все покоренное Средиземноморье не стоит. Однако миф о великой и повсеместно чистой античности, увы, придется забыть. Европа же на момент падения Римской империи представляла из себя полудикую местность, населенную варварами. Если в Риме проживало примерно около миллиона жителей, то крупнейшие города Европы Лондон и Париж достигли населения в несколько десятков тысяч людей только в 10-11 веках. И потому требовать, чтобы у вчерашних варваров на голом месте вдруг с принятием христианства материализовались акведуки и канализационные системы весьма наивно - для этого у христианских государств не имелось ни средств, ни людей. К слову сказать, на Руси, которая в раннем Средневековье даже опережала в своем развитии Запад, таки были канализационные системы.

Скажем, при раскопках Новгорода на Ярославовом дворище были обнаружены деревянные дренажные каналы XII века и водосточный канал - XIV века. В так называемой "Пискаревской летописи", созданной в 1612-1615 годах неизвестным летописцем, рассказывается о проведении подземного водопровода в Московский Кремль.
Сохранилась система каменных канализационных стоков в подмосковном Ново-Иерусалимском монастыре - личной резиденции патриарха Московского Никона (1605-1681 г.г.).

Советский исследователь Николай Иванович Фальковский в своем замечательном и остающимся до сих пор единственным в своем роде исследовании "Москва в истории техники" (1950), приводит такие данные: "К XVII веку относятся две трубы для стока нечистот, шедшие одна с Коломенского, а другая с Комендантского двора под кремлевскую стену к речке Неглинной у Боровицких ворот"

А был ли Рим действительно образцом гигиены?

"Разложившиеся потомки римских граждан, потерявшие свои земельные участки (парцелы), скопились в 1 в. в Риме. Они ютились в каморках пятиэтажных домов, дышали зловониями "клоаки" - ложбины, по которой спускали в Тибр нечистоты, пили вино из вредной свинцовой посуды, но настойчиво и нагло требовали от правительства "хлеба и зрелищ".("Этногенез и биосфера Земли" Лев Николаевич Гумилев)

Как мы уже говорили, в Риме строилась канализация, однако она касалась в основном богатых римлян. Остальным "просвещенным" римлянам приходилось справлять свои нужды где придется. Многочисленное население Рима жило в домах без канализации, поэтому благородные патриции разгуливавшие по Вечному городу в своих белоснежных туниках рисковали испортить свой наряд. Римский писатель Ювенал, который в своих сатирах высмеивал "просвещенное" общество Древнего Рима, доходившее в своей "просвещенности" до оргий с каннибализмом пишет.

"Ночью столько смертей грозит прохожему, сколько
Есть на твоем пути отворенных окон неспящих;
Ты пожелай и мольбу принеси униженную, дабы
Был чрез окно ты облит из горшка ночного большого."

Децим Юний Ювенал. Сатира 3.

Сами улицы Столицы мира служили бесплатным туалетом для римлян. На стенах до сих пор остались характерные угрожающие надписи типа "Здесь не писать - покусают осы". Но "просвещенные" римляне не ограничивались только улицами - они мочились и в самих банях. Археологи даже нашли надпись на стене одной из терм: "Не мочись и не гадь здесь, иначе тебя накажут 12 богов, Диана и даже всемогущий Юпитер!"

"Римское гражданское строительство страдало от многих недостатков и, в частности, от низкого качества. Городская канализация не справлялась даже летом с количеством нечистот, текущих по улицам, а зимой, во время дождей, улицы римских городов превращались в глубокие и зловонные потоки. По свидетельству Ювенала, горожане ходили по колено в грязи и нередки были случаи, когда поскользнувшийся прохожий тонул в мутной жиже, скопившейся на проезжей части улицы. Поэтому, чтобы облегчить движение на улице, римляне перегораживали проезжие части валунами, по которым прохожие могли с относительной безопасностью переходить дорогу, и, таким образом, эти валуны служили пешеходными переходами. Между валунами оставались пространства, для того чтобы могли проехать повозки."

"До большого пожара города в 64 году н.э., уничтожившего много построек, Рим представлял запутанный лабиринт узких, кишащих людьми улиц. "Как бы вы ни торопились, всегда впереди вас по улице идет целая толпа людей, и сзади вас такая же толпа толкается из стороны в сторону,- жаловался писатель Ювенал.- Улицы полны грязи - ваши ноги измазаны глиной, - и вы можете быть уверены, что рано или поздно вам на ногу опустится огромный, подбитый гвоздями солдатский сапог...
….. Запах готовящейся на открытом огне пищи смешивался со смрадом помоев, вылитых прямо на дорогу. Ювенал предостерегал: "Каждое открытое окно может стать ловушкой - поэтому, бедняга, надейся и молись, чтобы домохозяйка выплеснула на твою голову только ведро помоев, а не что-нибудь похуже!"
...
У самых бедных не было даже очага, чтобы приготовить пищу; они были вынуждены есть холодную еду или покупать что-нибудь горячее у уличных торговцев. Воду надо было приносить с улицы, беря ее из общественного фонтана. Лишь в подвалах немногих инсул были общие туалеты - жильцам остальных приходилось пользоваться общественными уборными. Зимой, когда ставни окон держали закрытыми, чтобы сберечь тепло, воздух в инсулах становился таким спертым, что бедняки иногда сжигали на огне немного хлеба для избавления от ужасного запаха.
...
Приверженцы прошлого, как Сенека, считали, что термы портят характер римлян, и вспоминали "добрые старые времена", когда люди мылись раз в неделю и испускали "аромат" скотного двора и армии.

В письме к Луцилию (письмо 56) Сенека пишет:
"Сейчас вокруг меня со всех сторон - многоголосый крик: ведь я живу над самой баней. Вот и вообрази себе все разноообразие звуков, из-за которых можно возненавидеть собственные уши. Когда силачи упражняются, выбрасывая вверх отягощенные свинцом руки, когда они трудятся или делают вид, будто трудятся, я слышу их стоны; когда они задержат дыханье, выдохи их пронзительны, как свист; попадется бездельник, довольный самым простым умащением, - я слышу удары ладоней по спине, и звук меняется, смотря по тому, бьют ли плашмя или полой ладонью. А если появятся игроки в мяч и начнут считать броски - тут уж все кончено. Прибавь к этому и перебранку, и ловлю вора, и тех, кому нравится звук собственного голоса в бане. Прибавь и тех, кто с оглушительным плеском плюхается в бассейн. А кроме тех, чей голос, по крайней мере, звучит естественно, вспомни про выщипывателя волос, который, чтобы его заметили, извлекает из гортани особенно пронзительный визг и умолкает, только когда выщипывает кому-нибудь подмышки, заставляя другого кричать за себя. К тому же есть еще и пирожники, и колбасники, и торговцы сладостями и всякими кушаньями, каждый на свой лад выкликающие товар"
.

Итак, как видим, и в Риме дела обстояли тоже не идеально.

А как обстояли дела с гигиеной у варваров до христианизации?

У варваров не было опасности поймать на голову содержимое ночного горшка выплеснутого из окна, по той причине, что по большому счету у них не было густонаселенных городов, а значит не было домов с окнами, из которых можно было бы что-нибудь выплеснуть. Поэтому все физиологические проблемы решались походом на природу "до ветру". Однако это совсем не говорило о чистоплотности варваров. Мы уже привели пример арабских свидетельств о славянах.

"Они грязнейшие из твари Аллаха, - (они) не очищаются от испражнений, ни от мочи, и не омываются от половой нечистоты и не моют своих рук после еды, но они как блуждающие ослы. ……И у них обязательно каждый день умывать свои лица и свои головы посредством самой грязной воды, какая только бывает, и самой нечистой, а именно так, что девушка приходит каждый день утром, неся большую лохань с водой, и подносит ее своему господину. Итак, он моет в ней свои обе руки и свое лицо и все свои волосы. И он моет их и вычесывает их гребнем в лохань. Потом он сморкается и плюет в нее и не оставляет ничего из грязи, но (все это) делает в эту воду. И когда он окончит то, что ему нужно, девушка несет лохань к тому, кто (сидит) рядом с ним, и (этот) делает подобно тому, как делает его товарищ. И она не перестает переносить ее от одного к другому, пока не обойдет ею всех находящихся в (этом) доме, и каждый из них сморкается и плюет и моет свое лицо и свои волосы в ней." (Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу)

А вот описание германцев, сделанное римским историком Тацитом. "В любом доме растут они голые и грязные, а вырастают с таким телосложением и таким станом, которые приводят нас в изумление. Мать сама выкармливает грудью рожденных ею детей, и их не отдают на попечение служанкам и кормилицам. Господа воспитываются в такой же простоте, как рабы, и долгие годы в этом отношении между ними нет никакого различия: они живут среди тех же домашних животных, на той же земле, пока возраст не отделит свободнорожденных, пока их доблесть не получит признания." (Тацит "О происхождении германцев и местоположении Германии")

Германцы были "лесными" варварами. Но и у степных кочевников дела были не лучше.

"Это грязные люди, когда они принимают пищу и питье и в других делах своих. Все зло, какое они хотят сделать другим людям, они удивительным образом скрывают, чтобы те не могли позаботиться о себе или найти средство против их хитростей. Пьянство у них считается почетным, и, когда кто много выпьет, там же извергает обратно, но из-за этого не оставляет выпить вторично." (Иоанна де Плано Карпини "История монголов, именуемых нами татарами")

В.Урбан в своей книге "Тевтонский орден" пишет о пруссах-язычниках. "Знатные люди регулярно мылись в специальных строениях, чем-то похожих на сауны, в то время как простолюдины совершенно избегали мытья. "

Далее посмотрим, как обстояли дела у арабов и турок, которых Денис старается представить образцами чистоты Средневековья.

А как обстояли дела с гигиеной у мусульман?

Безусловно, арабы, особенно в Кордовском Халифате, развивали культуру гигиены. И кое-что из их опыта крестоносцы действительно переняли. Но и уверять о полной чистоте арабских городов и ее жителей увы тоже не приходится.

У того же Ибн-Фадлана в его Путешествии на Волгу упомянуты и мусульмане. "Они не очищаются от экскрементов и от урины и не омываются от половой нечистоты и (не делают) другого чего-либо подобного. Они не имеют никакого дела с водой, особенно зимой…..
…это худшие из турок, самые грязные из них и более других посягающие на убийство. Встречает человек человека, отсекает ему голову, берет ее с собой, а его (самого) оставляет. Они бреют свои бороды и едят вшей, когда какая-нибудь из них будет изловлена. Кто-либо из них детально исследует шов своей куртки и разгрызает вшей своими зубами. Действительно, был с нами один из них, который уже принял ислам; и который служил у нас, и вот я увидел одну вошь в его одежде, он раздавил ее своим ногтем, потом съел ее."

В городах с тесными постройками также возникали известные трудности с туалетами.
"Однако внутри стен старой Бухары всегда была страшная теснота, еще в X веке из-за антисанитарии, нечистот и зловония город называли "отхожим местом страны". Положение усугублялось еще и тем, что многочисленные кладбища, ранее находившиеся за городскими воротами, после возведения в XVI веке новых стен оказались в черте города."

"Кас называют Шахрастан... Они обычно испражняются на улицах и собирают нечистоты я ямах, а потом вывозят их на поля в особых корзинах; из-за обилия нечистот иностранец не может появиться (на улице), пока не настанет день, а они разносят их своими ногами в (места), где они собираются."
ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ "АХСАН АТ-ТАКАСИМ ФИ-МА'РИФАТ АЛ-АКАЛИМ" АЛ-МАКДИСИ по изданию De Goeje (BGA, III) Перевод С.ВОЛИНА Хорезм, (10-ый век)

"Самое скверное и самое дикое у них то, что, они топчут ногами свои отбросы и в таком состоянии входят в мечеть. Они не могут избавиться от этого, потому что отбросы их на поверхности земли. И это потому, что когда они копают землю (даже) на один локоть, (уже) выступает вода. И улицы и площади их полны нечистот. Город их (представляет собою) отхожее место с сильным зловонием."
(ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ "КИТАБ МУ'ДЖАМ АЛ-БУЛДАН" ЯКУТА по изданию F.Wustenfeld'a (Jacuts geographisches Worterbuch) Перевод С.М.БОГДАНОВОЙ-БЕРЕЗОВСКОЙ )

"У нечестивых арабов грудь голая, лица безобразные, губы отвислые, и сами они наглы и бесстыдны и никчемны; нет у них ни стыда, ни брезгливости; один отправляет на воду нужду, другой входит в [эту] воду, отводит мусор и пьет."
(Симеон Лехаци "Путевые заметки")

Как видим и у арабов не все было идеально.

Ну и в качестве дополнительного штриха, зарисовка из жизни башкир.

"В дурном качестве воздуха в избах башкир мне не раз приходилось убеждаться лично. Для непривычного человека даже трудно переносить этот воздух, а особенно в зимнее время. Воздух портится не только вследствие малого размера самих помещений, но также и вследствие других условий, при которых живут башкиры; а живут они грязно, не моют у себя в избах, не чистят стен, и потому на полу, на стенах, нарах слои грязи, пыли, копоти, с массами насекомых, особенно клопов и блох, от которых непривычному посетителю нет покоя, если он остается ночевать".
.... "Способ приготовления кушаний у башкир не отличается опрятностью и чистотой. Башкиры в этом отношении крайне нечистоплотны; это подтверждаюсь почти все наблюдатели. Как готовилась пища 100 лет тому назад, так она готовится и теперь, - те же грязные котлы, вмазанные в печь около чувала, в которых зачастую моется белье, а потом варится пища; для варки пищи вода наливается из грязного ведра, которое почти никогда не вымывается. Страшно грязны также чашки, ложки, которые после еды никогда не моются, а только обтираются грязной тряпкою (в лучшем случае)"
... Ношение штанов женщинами несомненно предохраняет их до некоторой степени, например, от заболеваний половой сферы, но при неряшливости башкир бессменное ношение этой никогда не моющейся принадлежности туалета может и способствовать заболеваниям той же половой сферы. Большинство наблюдателей, к которым присоединяемся и мы, говорят, что чистка белья у башкир встречается как исключение; обыкновенно же белье носится до дыр и снимается только тогда, когда проносившиеся места делаются настолько велики, что оставляют большую часть тела совершенно не прикрытой. Стирки белья, как у русских, совершенно не существует: обыкновенно грязное белье после варки в котле по охлаждении несколько раз отжимается и затем сушится. Лично нам не приходилось встречать, чтобы башкиры употребляли мыло при мытье белья"

(Д. П. Никольский. БАШКИРЫ: Этнографическое и санитарно-антропологическое исследование (СПб., 1899):

А как обстояли дела с канализацией на "Мудром" Востоке?

Да также плохо. Строительство канализации в широком смысле этого слова началось в больших городах лишь в конце 19-ого века, а в большинстве вообще лишь в 20-ом веке. Взять, например один из самых развитых городов Востока - Токио:
"Что же касается канализации, первой такой системой в Токио был выполненный из кирпича канализационный канал, строительство которого было завершено в 1877 году. Однако уже в начале XX века столица вновь начала захлебываться грязными стоками. Пришлось создавать более или менее современную городскую систему канализации, хотя во многом и этому помешала вторая мировая война. Поэтому основы для послевоенного расширения системы канализации в Токио были заложены лишь в 1950 году"

Не лучше дела обстояли и в Китае. Вот справка из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона: "Санитарное состояние Пекина ужасно (склады удобрения с западной стороны города, поливка улиц нечистотами, грязная до последней степени вода во рвах и каналах, уличная пыль и т. д.); в особенности ощутителен недостаток хорошей воды, так как город построен не на реке, а все каналы либо пересыхают, либо заражают воздух миазмами. Плоха вода и в колодцах."

"Этот ветер нес оскорбительные для обоняния европейцев запахи, поскольку улицы в столице, как и повсюду в Китае, служили не только проезжей частью, но и всеобщим отхожим местом"

Вот что свидетельствует о быте тибетцев в своей книге "В дебрях Центральной Азии" великий русский геолог В. А. Обручев (впоследствии академик АН СССР и Герой Социалистического Труда): "Ты мне рассказывал, Фома, что в русских городах вода в дома проведена по железным трубам, а по другим трубам стекает грязная вода и уносит все нечистоты. В Лхасе ничего этого нет; нечистоты из отхожих мест падают прямо на дворы или улицы и эти места устраивают на верхних этажах; грязную воду также выливают во дворы и улицы, а чистую приносят ведрами из реки или из колодцев, которых много во дворах, и они не глубокие, но в них вода, конечно, пахучая. Ходить по улицам нужно, зажавши нос и пристально смотря под ноги, потому что тибетцы не стесняются отправлять свои потребности ни местом, ни присутствием людей."

И еще несколько источников от свидетелей:

"Перед вами возникают не наполняющие синим, желтым, красным эликсиром газосветные артерии одетого в праздничный наряд города, а узкие грязные переулки с зловонными нечистотами, кварталами и домами, пользующимися дурной славой... Токийский воздух насыщен дымом и копотью автомашин и индустриальных труб, испарениями от нечистот гигантского города, мириадами микрочастиц и продуктами тлетворного распада."(Николай Трофимович Федоренко. "Японские записи" )

"Как и в Чанчуне, центр был хорош, все остальное оставляло мрачное впечатление. Над зданиями и вдоль улиц ветер нес клубы густой пыли. Между домами лежали кучи отбросов и нечистот. Стоял тошнотворный смрад. С какой жалостью и сочувствием смотрели мы на мукденских бедняков!" (Мемуары Мерецков В.А. "На службе народу")

"По большей части, перпендикулярно к широким улицам идут второстепенные более узкие и наиболее грязные с кучами навоза и мусора, в которых стаи голодных собак копошатся по целым суткам, ища себе пищи. Особенно в жаркое время дня для непривычного человека такие улицы становятся непроходимыми вследствие невозможного запаха, несущегося справа и слева. Мостовых, конечно, нет; по бокам некоторых улиц тянутся канавы, заполняемые отбросами, в иных местах покрытые досками, напоминающими деревянные тротуары." (Ястремский Ф. Очерк быта и нравов Северной Маньчжурии)

Индия

В Индии с канализацией как было плохо раньше, так и остается ужасно сейчас. Эта страна, перед которой многие люди преклоняются как перед страной с некой особенной духовностью на самом деле является одним из мировых лидеров в плане антисанитарии. Путешественники и туристы часто бывают просто шокированы нечистоплотностью индусов.

Для начала стоит отметить любовь индусов к испражнениям коровы, которая считается там священным животным. До сих пор "просвещенные" индусы используют коровий кал и мочу в ритуальных и лечебных целях. Наш великий средневековый русский путешественник Афанасий Никитин писал: "Индеяне же вола зовут отцем, а корову материю. А калом их пекут хлебы и еству варят собе, а попелом тем мажутся по лицу, и по челу, и по всему телу знамя."
("Хождение за три моря" Афанасий Никитин)

В Индии наглядно можно увидеть прямое влияние перенаселенности на положение с чистотой.

http://www.destinations.ru/article/62 "Однако ко всей этой смеси ароматов примешивается еще один, довольно неприятный - это запах мочи. А что делать: слишком много народу и слишком мало туалетов, в результате люди справляют нужду где придется. Мужчины мочатся везде. Это не считается неприличным, так поступают все от бедняков до достаточно состоятельных людей."

http://album.turizm.ru/21342/mess_32/ "Любой, кто бывал в этой стране, особенно в беднейших ее штатах (к которым относится Тамилнаду), знает какая там антисанитария. Нет, я вовсе не ханжа! Но тысячи и десятки тысяч людей ежедневно посещают эти храмы. Большинство из них так и приходит туда босиком, поскольку не носит обувь в принципе. Этими ногами они ходят по уличным нечистотам. Ноги очень многих простых индусов так и покрыты разнообразными струпьями от разнообразных грибковых заболеваний." …

http://borisboston.com/n_hronika_1.htm "2008, февраль. Путешествие по Индии. Я, кончено, "по миру немало хаживал". И много видел шума, грязи и вони. Но такого как в Индии... На вздыбленный землянных тротуарах в гигантских кучах мусора играют полуголые дети, тут же под ласковым солнцем в лужах нечистот нежатся собаки, женщины, подбрасывая мусор в огонь, готовят еду, а коровы за отсутствием травы этим мусором и питаются. Когда я, увидев на улицах поедающих мусор свиней, спросил cвоего гида: "Зачем вам свиньи? Вы же не едите свинину" , он на полном серьезе ответил: "А они нам помогают освобождаться от мусора". Мысленный комментарий был: "Да его всем свиньям мира за сто лет не съесть!"

http://vkpb.narod.ru/archiv/2006/031082006/india-2.htm "Как и 13 лет назад (моя предыдущая поездка в Индию), в Индии такое же число нищих и бездомных, а уровень безграмотности и антисанитарии основной массы населения этой богатейшей по своим природным ресурсам страны мира - ошеломляет. И особенно удручает то, что во главе парламента Индии, как и в Бразилии и на Кипре, числятся ныне коммунисты. КПРФ Г. Зюганова тесно контактирует с госпожой Ганди и её партией. Г. Зюганов никогда не забывает подчеркнуть именно коммунистичность председателей парламентов указанных стран. Но какая польза от этой "коммунистичности" народу?"

Современное время

Теперь перейдем к современному миру. Следуя логике автора , уж в 21-ом то веке мы должны ожидать полного избавления от "тяжкого наследия Средних веков". Однако увы реальная ситуация далека от идеала. До сих пор большая часть населения Земли не имеет удобств. "Хуже всего обстоит дело в Индии, где 772 млн человек вынуждены справлять нужду, сидя на корточках в полях и на обочинах дорог. В Китае таких людей - 736 млн человек."Сама Россия увы также входит в "позорный список " (созданный благотворительной организацией Water Aid) стран, которым необходимо улучшить ситуацию с туалетами. Читая статью Абсентиса, нельзя не поразиться его радости по поводу аварийных событий в христианских городах, связанных или с переполненными выгребными ямами или плохим состоянием канализации. Ну чтож, "порадуем" его известями и из нашей жизни - увы с уходом христианских государств аварийных случаев стало не меньше. Канализацию рвет и в светской России, и в светском США и в не менее светской Европе.

Прорывы канализации

- На западе Москвы прорвало трубу канализации, часть стоков попала в реку Сетунь.
- Вечером 29 августа в Липецке прорвало трубу напорно-сточного коллектора. Содержимое трубы весь вечер 29 августа и утро 30 августа сползало в пойму реки.
Часть побережья Калининградской области закрыта и опасна для купания из-за прорыва канализационного коллектора, официально сообщили сегодня в региональном управлении Роспотребнадзора, ....
- В понедельник в Новодвинске, в промзоне АЦБК, произошел прорыв трубы фекального коллектора. Канализационные стоки попали в ручей Глубокий, откуда через реку Ширша плывут в Северную Двину.
- В центре Владивостока прорвало канализацию. Смердящая река течет по проезжей части одной из центральных автоартерий города.
- В Севастополе уже восьмой раз с начала года прорвало канализацию. Сточные воды с высокой интенсивностью - по 500 кубометров в час, - сбрасываются в море.
- Керчи грозит эпидемия из-за прорвавшей канализации
- Вчера поздно вечером в Пролетарском районе Донецка произошла авария на одной из трех веток магистрального канализационного коллектора
- К северу от Нью-Йорка в реку Гудзон из-за прорыва канализации вылилось несколько тысяч тонн неочищенных сточных вод.
Как говорится: увидеть Париж и умереть ... от запаха
- В Париже прорвало канализацию. По городу плавают экскременты...

Кстати Париж - это столица самого антиклерикально-атеистического города в Европе и уж за 200 лет со времени отделения церкви от государства то тут должны навести порядок. Однако туристы, побывавшие в Париже вдыхают ароматы отнюдь не только Шанелей и Пуазонов.

http://www.ginzburgi.ru/put/euro1txt.htm "В этом смысле особняком стоит Париж. Такого, я извиняюсь, зас...го города я не видел. Уж на что внимательно смотрел под ноги, но пару раз лично вляпался. Сам видел человека, мочащегося на Эйфелевой башне. В метро устойчивый запах мочи, хотя городских туалетов полно. На газон не то что выйти, смотреть страшно. Лестница на Монмартре завалена битым стеклом, бумагой и прочей дрянью. Уборка города заключается в том, что пускают ручей вдоль тротуара, в надежде, что он что-то там смоет."

http://www.unian.net/ukr/comments/198830 "А ты вообще видел метро в Париже??? Это же клоака по сравнению с киевским! …в метро - грязища, прорванные канализации, крысы и вонь."

А вот что говорят еще об одной либеральной столице Европы

Лондон

http://forums.ng.ru/arc/part/www.ng.ru,cis,2006-04-11,5_voronin/8.html#a150 "Советую побывать в Лондоне и посмотреть жизнь чуть в стороне от Оксфорд-стрит. Моча льется прям по улицам, ручьями, а в телефонных будках, которые ещё кое-как работают, человеческие фекалии в каждой второй."

Кто-нибудь возразит: "Но это же не правда! Есть в Париже и Лондоне прекрасные и благоустроенные места" Согласен, есть, конечно. Но так же они были и в средневековых городах. Поэтому как говорил один из моих знакомых атеистов "Не обобщай, да не обобщен будешь"

Теперь пробежимся по атеистическим странам.

Атеистические страны

Китай

Состояние с чистотой в великой атеистической Поднебесной тоже не очень хорошее. Казалось бы атеисты уже давно пришли к власти, рабочих рук хоть отбавляй, однако ситуация весьма плачевная. Чистотой отличаются только развитые районы крупных промышленных центров.

http://reports.travel.ru/letters/113264.html "Как мы слетали в Циндао Город большой и город грязный. .. Местами воняет так, что потом не ощущаешь разницы между запахом кофе и запахом дерьма. .. Все очень быстро пачкается и начинает попахивать "ароматами "франции". "

http://www.tyrist.ru/28/4267_1.html О городе Суйфэньхе " Грязь и антисанитария кругом. Но ничего, сказала Надя, сейчас мы пойдем в ресторан и там водки выпьем, для дезинфекции. ..."

Куба

http://mc.com.ua/article/tours/793 "Даже в центре Гаваны дома точно рассыпаются на глазах. Когда-то здесь были виллы состоятельных кубинцев, которые бежали, спасаясь от революции. После этого брошенные особняки, как водится, "уплотнили", превратив их в коммуналки. Победивший пролетариат быстро превратил некогда роскошные дома в руины. Пыль, грязь, разруха и дикая антисанитария."

Сев. Корея

http://tema.ru/travel/north-korea-1/ "Корейцы совершенно не смущаются естественных потребностей. На сельских дорогах часто можно встретить мужиков, писающих в сторону кювета. В кусты не отходят. Если в деревне мне снять такого мужика не разрешили, то в Пхеньяне, на расстоянии трехсот метров от монумента идей чучхе, никто фотографировать не мешал (внимание на лестницу):"

Быт атеистов СССР

"Если я,входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и тоже самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат "бей разруху!" - Я смеюсь.(Лицо Филиппа Филипповича перекосило так, что тяпнутый открыл рот).Клянусь вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев - прямым своим делом, - разруха исчезнет сама собой." (Булгаков "Собачье сердце")

Одной из самых отвратительных черт наших революционеров-атеистов, как только они пришли к власти в нашей стране, было стремление нагадить на все что их окружало.

В воспоминаниях замечательного художника Юрия Анненкова, в первые годы революции вполне лояльного к советской власти, писавшего портреты и Ленина, и Троцкого, есть одна необычайная страница. Кажется, она вмещает все!..

" ...Мой куоккальский дом, где Есенин провел ночь нашей первой встречи, постигла несколько позже (после смерти Есенина) та же участь. В 1918 году, после бегства Красной гвардии из Финляндии, я пробрался в Куоккалу (это еще было возможно), чтобы взглянуть на мой дом. Была зима. В горностаевой снеговой пышности торчал на его месте жалкий урод - бревенчатый сруб с развороченной крышей, с выбитыми окнами, с черными дырами вместо дверей. Обледенелые горы человеческих испражнений покрывали пол. По стенам почти до потолка замерзшими струями желтела моча, и еще не стерлись отметки углем: 2 арш. 2 верш., 2 арш. 5 верш., 2 арш. 10 верш. Победителем в этом своеобразном чемпионате красногвардейцев оказался пулеметчик Матвей Глушков: он достиг 2 арш. 12 верш. в высоту.

Вырванная из потолка с мясом висячая лампа втоптана в кучу испражнений. Возле лампы - записка: "Спасибо тебе за лампу, буржуй, хорошо нам светила" .

Половицы расщеплены топором, обои сорваны, пробиты пулями, железные кровати сведены смертельной судорогой, голубые сервизы обращены в осколки, металлическая посуда - кастрюли, сковородки, чайники - доверху наполнена испражнениями. Непостижимо обильно испражнялись повсюду: на всех этажах, на полу, на лестницах, сглаживая ступени, на столах, в ящиках столов, на стульях, на матрасах, швыряли кусками испражнений в потолок. Вот еще записка: "Понюхай нашава гавна ладно ваняит" .

http://miotan.info/novosti/178-estestvennaja-nadobnost.html "В 1918 году делегаты II Всероссийского съезда Советов прибыли в Петроград со всей страны. Оргкомитет расселил крестьян, солдат и матросов в Зимнем дворце. 10 дней депутаты обживали царскую резиденцию. На 11-й нарком просвещения Анатолий Луначарский устроил истерику самому председателю ВЦИК Якову Свердлову. Оказывается, народные избранники попали в чужой мир и стали его осваивать по своему образу и подобию. Они заполнили нечистотами старинные вазы саксонского фарфора, древнюю китайскую керамику и превратили в пепельницы коллекционные блюда мэйсеновского фаянса. Мылись в унитазах, похмельную жажду утоляли из "фонтанов" биде. Бесценные старинные гобелены на стенах крестьяне "по-хозяйски" разодрали на портянки, а паркет и "лишняя" мебель дворца пошли на растопку прожорливых каминов. Большевики не торопились строить общественные туалеты в городах, а граждане новой страны не чувствовали себя обделенными, они продолжали ходить летом "до ветру", а зимой в ведро."

"Особенно глумлению подвергались народные верования, в домах иконы срывались и выбрасывались, в одном доме коммунист снял лампадку от икон, испражнился в нее и повесил опять перед иконою." (Акт расследования о злодеянии большевиков в станицах Гундоровской и Каменской Донецкого округа )

"Вчера в селе Малиновке осквернен был храм, в котором зарезали корову и испражнялись на Николая Чудотворца. Другие деревни возмутились и вырезали 40 человек. Малочисленные казаки зарубают крестьян, но это не отрезвляет."(Письма Столыпина Письмо О.Б. Столыпиной 30 октября 1905 г. )

Подобным свинским поведением отличались не только наши революционеры, но и зарубежные антиклерикалы. Оруэлл так описывает поведение войск испанских республиканцев в монастыре:

"В Ла Гранха, где находились наши склады и кухня, некогда, должно быть, помещался монастырь... Иногда вы, сами того не желая, вдруг понимали, что чувствуют бывшие владельцы этих усадеб - фашисты - при виде того, как здесь хозяйничают бойцы ополчения. В Ла Гранхе, все пустующие комнаты были превращены в уборные - кошмарное месиво из обломков мебели и экскрементов. В примыкавшей к дому маленькой церкви, стены которой были изрешечены пулями, кал лежал сплошным толстым слоем. Тошнотворная свалка ржавых консервных банок, грязи, лошадиного навоза и разложившейся пищи украшала большой внутренний двор, где повара раздавали еду." ("Памяти Каталонии" )

Мы не можем сказать, что атеисты после установления своей власти ничего не делали для обустройства России. Развитие канализации и систем водоснабжения шло. Но оно шло и при царе. Увы, состояние канализации до сих пор несмотря на власть атеистов оставляет желать лучшего.

http://www.urfo-stroi.ru/index.php?pid=1124340341 "Около 40 млн человек ютятся в помещениях, которые в принципе нельзя назвать "жилыми", так как в них отсутствуют элементарные бытовые удобства: от всего жилого фонда 24 процента жилья не имеет водопровода, 29 процентов - канализации, а 20 процентов - отопления. 19 процентов городских помещений не имеют ванной или душа."

http://region.adm.nov.ru:8080/web/web.pressday.show?AWhat=2&Aid=408470
"А в целом лишь 143 из 1098 городов России обеспечены ей более чем на 95 процентов. В малых городах этих элементарных удобств лишено около половины населения, в средних (50-100 тысяч жителей) - более 20 процентов домов и даже в городах-миллионниках около 10 процентов.
Вывод Нефедовой: в России 40 процентов населенных пунктов, официально числящихся городами, на самом деле имеют сельское или полусельское обустройство. Фактически же в городских условиях проживают менее 60 процентов населения страны.

В международном рейтинге качества жизни компании Mercer Human Resource Consulting наши города заняли места в второй сотне городов мира. Рейтинг российских городов испортили плохая канализация и помойки
http://pda.lenta.ru/economy/2004/03/01/cities/
Четыре города - Москва, Казань, Новосибирск и Санкт-Петербург заняли соответственно 190, 185, 184 и 183 место. Причиной такой низкой позиции, как отмечается в отчете Mercer, стало неудовлетворительное гигиеническое состояние городов - плохая работа канализаций и не налаженный вывоз мусора."

Итак подытоживая вышесказанное, можно заключить что проблемы с канализацией, водоснабжением и банными заведениями были во всех странах, во все времена и связаны эти проблемы в основном с проблемами в экономике и технологиях, а не с христианством, как это пытается доказать Денис Абсентис.