Юрий ЛИПАТНИКОВ
«Сказания научных фантастов продолжаются ныне журналистами-регистраторами земных свершений». Это слова блестящего пропагандиста науки, недавно умершего писателя В. Орлова. У него же есть и другие строки, в них он со свойственной ему яркостью также высказал свое восхищение современной наукой: «От космических кораблей прилетают сведения, в жгучем свете которых трещат и коробятся переплеты фантастических романов».
Давайте вспомним о последних достижениях ученых, сделаем небольшое обозрение передовой науки, что на грани фантастики. Мы здесь не говорим о новых видах пластика, цемента, fap ceramiche плитка - все эти вещи давно уже вошли в наш быт. Оставим в стороне телепатию, не будем касаться парапсихологии, телекинеза, левитации, а также опытов с «думающими» растениями. Начнем с исследований мозга. Впервые в истории человечества мозг научно познает себя. Тут многое фантастично. Например, всесилие нейрона, нервной клетки, которая, имеют основания предположить кибернетики, посложнее компьютера новейшей марки. Каждый нейрон снабжен пятью тысячами контактов и, к тому же, способен изменять свое состояние в пяти разных направлениях, то есть у неге есть пять степеней свободы. Нейронов в мозгу до пятнадцати миллиардов. Пятнадцать миллиардов сверхклассных ЭВМ! И они связаны между собой не удобной для наблюдения цепочкой, как уличные фонари, а сплелись в джунгли. Когда математики обсчитали эти джунгли, эти связи нейронов, у них набралось столько цифр, что они разместились на ленте, выданной компьютером, длиною около десяти километров. Наука начинается там, где можно считать, и психические явления, мозг тоже взяты на математический анализ...
Американский ученый, лауреат Нобелевской премии Джон Экклс сказал однажды несколько ворчливо о нынешней науке: «...девяносто процентов публикаций не годится для построения большой теории». Это скорее всего характеризует не всю науку, а нейрофизиологию. Уж очень у нее трудный объект исследования — под номером первым. И вопросы к мозгу — это нарастающая лавина. Создана даже международная программа научного сотрудничества социалистических стран в исследовании мозга. Человечество пристально вглядывается в человека. А ответы? Они редки на пути лавины вопросов, прицельно бьющих в загадки мозга.
Когда-нибудь все-таки пронзим буром или мощным лазерным лучом мантию Земли и ухватим сокрытые в глубинах недр сокровища, но и это величайшее достижение нельзя будет сравнить с ожидаемым высвобождением резервов человеческого гения, с использованием хотя бы толики гигантских резервов мозга. Вот почему, найдя безопасные способы, погружают и погружают «буры», электроды в мозг сотни экспериментаторов. Они хотят сквозь мантию сознания ощутить и понять трепет п'одсознания. ' Ведь даже гении не используют и миллиардной доли возможностей своего ума. Отчего природа скупится? Почему лишь мизерная доля мозга в действии? Пусть эта цифра — миллиардная доля — «среднепотолочная», как ее назвала Н. П. Бехтерева, директор института экспериментальной медицины, но и уточненная в сторону увеличения она будет производить не меньшее впечатление.
Есть фантастические идеи — дерзновенные мысли ученых. Есть фантастические идеи — ошибки исследователей, даже курьезы. Леонардо да Винчи умещал понятия восприятия, воображения и памяти в три «желудочка», притаившихся в мозгу. Француз Флуранс считал мозг однородной массой. Новая наука опрокинула его прямолинейную гипотезу. В наш век быстрее рассеивается туман заблуждений. Его разгоняет оперативная научная информация. Сведения о фантастической сложности нейрона подтверждены учеными всей планеты. Уходит время, когда ученые лишь объясняли несовершенство мозга, наступает век совершенствования его. -И, наверно, не субстрат памяти, не синтезированное «вещество памяти», не таблетки, кои ускорят учебу, помогут мозгу стать всепони-мающим, а включение его резервной мощи.
Биология... Она бурлит, фонтанирует новостями, свежие идеи изливаются не только на страницах научных, но и массовых изданий. Биология явно выходит в лидеры.
Синтезирован участок гена глобина голубя. Перспектива — синтез всего гена, управление наследственностью. Френсис Бэкон (17 век) в книге «Новая Атлантида» мечтал о фантастической -мощи науки. Его мечта сбывается. Вот голос нашего современника, президента Академии медицинских наук В. Тимакова: «Наука вплотную подошла к созданию искусственным путем объектов живой природы». Это значит, из колбы вначале выйдет рать полезных микробов, а затем и существа посложнее...
Академик Б. Астауров разработал принципы управления полом потомства и продемонстрировал их на шелковичном черве. Самцы дают больше шелка — давайте вызовем к жизни сплошь мужское население червей. Нетрудно представить выгоды управления полом потомства у крупных животных.
Листаем реестр открытий, реестр смелых идей. Еще одно открытие в области биологии. Оно зарегистрировано под № 122. Новосибирские ученые открыли поразительное явление... Проведя пять тысяч экспериментов, они убедились, что нет, ошибки никакой нет — живые клетки «общаются» на расстоя-
нии. Экспериментаторы выращивали в двух сосудах культуры нормальных клеток. Потом в одном сосуде клетки заражали вирусом. И — чудо: почти одновременно клетки в другом сосуде воспроизводили патологический процесс, заболевали. Травили клетки сулемой — в соседнем сосуде их собратья погибали. Смертельно облучали клетки ультрафиолетовыми лучами — поражение передавалось в другую колбу. И ученые объяснили эту загадку: между клетками двух культур существует электромагнитное взаимодействие...
Факт науки толкает к фантазиям: врач будущего сможет по радио управлять здоровьем своих пациентов, да так, что они и знать об этом ничего не будут. Зачем обременять людей, особенно мнительных, частыми мыслями о недомоганиях?
А вот еще одно из направлений медицины.
Раньше срока можно постареть и из-за нерационального питания, когда организм начнет испытывать биохимическую усталость от накопленных «шлаков». Институт питания Академии медицинских наук тоже ищет резервы долголетия и активной старости. Он уж «выпек» обогащенный хлеб, получил крупу повышенной биологической активности. Но главное в поиске медиков — открытие небывалых источников питания. Микробы не только возбудители болезней, они и энергичные производители белка. Одноклеточные— это природные концентраты белковых соединений. Питаются несъедобными для человека вещами, а сами съедобны. Так берут белок от микробов, живущих на углеводородах нефти. Так человек пасет невидимые стада микроорганизмов. Это пока пища для животных, и в конечном счете — сочный бифштекс. Лес рубят—щепки летят. А затем эти щепки, как правило, либо сжигают, отапливая Галактику, либо они, бесхозные, сгнивают. А щепки — лакомый корм для микробов, продуцентов белка.
Придет время и хозяйка Наука накроет необычный стол. На нем явится и пища, приготовленная микробами. А вмешательство в биологический круговорот веществ на Земле, усовершенствование фотосинтеза (творца растений) позволит увеличить продуктивность сельскохозяйственных растений в несколько-раз. Поэтому стол наших потомков будет благоухать свежеиспеченным. хлебом и прочим всем, чем был жив человек испокон веков. Стол потомков будет богат круглый год, и в любом климатическом поясе. Уже теперь ученые умеют электрическим полем уничтожать на фруктах и мясе гнилостные бактерии. По два года лежали яблоки в лаборатории — гниение не коснулось их.
А вот и такое предугадывание будущего... Представьте: после долгого путешествия вернулись космонавты на Землю, увидели дорогих землян и неприятно поразились — облик их изменился почти до неузнаваемости. Привиделась эта фантастическая картина вот почему. Загрязнение среды, химические средства борьбы с вредителями растений, наркотики, стрессы оказывают сейчас на нас мутагенное действие. Ученых тревожит, что всепланетный шабаш вредных веществ в воздухе-и в воде, вызванный технической цивилизацией, может необратимо изменить гены человека. Насколько эта проблема серьезна? В наиболее загрязненной стране мира Америке генетики основали специальное общество, чтобы сообща быстрее выяснить одно-единственное — силу агрессии химических веществ на человеческий организм.
Много удивительного создает современный человек и гордится, познанным. Но не забывать бы нам. ни на один миг о скромности перед, величием непознанного. Худо недооценивать прогресс, но и плохо отдаваться ему безоглядно. Такие мысли вызывает у специалистов реальность неуправляемой реакции генов на загрязнение среды. Оптимистический взгляд на будущее рождают энергичные действия нашего государства по предотвращению порчи природы.