Вера есть? А если найду?

Print

Мне кажется, нашей «народной» религии не хватило Реформации. Не было костров эпохи Возрождения, конечно, но не было и вот этого переломного: «Ребята, вы уже спасены жертвой Христа! Не верьте попам, узурпировавшим власть отпускать грехи! Идите и читайте Библию, думайте своей головой и делайте добро». По заповедям, которые прочтёте в первоисточнике, а не в толкованиях толкований.

Сама по себе сентенция революционная, а значит, крайность и вообще перебор. Но такого рода переборы – это маятник в противоположную сторону. Он перестаёт, прилипнув, висеть на одном полюсе, качается в противоположный, сметая и круша всё на своём пути, а потом рискует стабилизироваться в куда более гармоничной и ближней к истине точке. Не было в русском православии Реформации. Не было момента возвращения человеку его личной ответственности – и свободы как неотъемлемого продолжения ответственности. Поэтому общество пропитано культом чувства вины. Там, где нет понимания границ ответственности и свободы, всегда есть вот это мерзкое «я в ответе за всё, значит, я виноват, если что-то не так». А что-то всегда будет не так, мы не в Эдеме. Чувство вины и его второе лицо – осуждение – живут в каждой чёрточке каждого дня. Как бы что ни вышло, отвечать же придётся

Нет этого в «просвещённой Европе». Не знаю, замечали ли вы, какой «там, у них» спокойствие? Ну очередь. Ну встанет кто-нибудь впереди. Всем хватит. Ну оделся странно. Ну задал не тот вопрос. Не осудят. Это осознание, что не осудят, что с тобой всё в порядке, презумпция невиновности и уверенность, что ты можешь сам влиять на события своей жизни, создают потрясающую атмосферу, чарующую и вообще-то естественную. Нервозность, царящая на улицах Москвы, после спокойного доброжелательного Лондона сражает. Все бегут, все стремятся первыми: протолкаться через турникеты, прибежать и втиснуться в закрывающиеся двери поезда, оттолкнуть, отпихнуть, не пропустить!.. Откуда это? Опоздаю. На минуту опоздаю! Приду на две минуты позже, не могу же я допустить, чтобы кто-то подумал, что я... Но помилуйте, какая разница, кто и что подумает? Две минуты - интервал между поездами МЦК в утренние часы! Что решают две минуты? Если я не успею, я неудачник.

Если я опоздаю, начальство может подумать, что халатно отношусь к работе, и меня уволят, я останусь без денег, мои дети умрут от голода... Правда, бред? Две минуты постоять на станции, чтобы спокойно, без истерического бега и запрыгивания в уходящий поезд просто доехать до работы. Но идеология вины и осуждения, страх, что сочтут лузером, страх, что обвинят, а я не смогу отстоять себя. Свернуть Отстаивать себя и свои права можно только тогда, когда знаешь, какие именно права и обязанности – твои. Когда можешь сослаться на них и потребовать уважения. И получить его. Общество, которое выросло в полярности «абсолютная ответственность – абсолютная безответственность», не понимает этого, не может это вместить. Царь-батюшка у нас бедный, просто ничего не знает, поэтому ответственности не несёт. А вся ответственность на злых боярах, которые царя дурят.

Поэтому будем осуждать бояр, друг друга и утопать в чувстве вины, когда кто-то осуждающий придёт и начнёт тыкать пальцем в нас. На чём основана такая идеология? На религии. Именно религия, взявшая идею из какой-то веры и кастомизировавшая под менталитет народа, является вместилищем ценностей, базисом, коренными установками, лежащими в основе народного сознания. Русское православие щедро вместило в себя языческие традиции славян (как католичество - языческие традиции принявших его народов) и легло на почву чувства вины и осуждения с призывами каяться, прямо всегда, везде и погорше. Никогда, никогда не будет «достаточно». Не веруешь? Ах ты окаянный! Веруешь? Почему не в на исповеди! На исповедь ходишь? А почему так редко! Как в анекдоте про гопников: Банку колы открой! Открыл? А теперь закрой! Осуждение всегда найдёт, к чему прикопаться. А чувство вины всегда примет на свой счёт и отразит на следующего первого попавшегося виноватого. Конечно, это не о всех православных. Среди моих знакомых православных такого безобразия почти не встречается – но я просто очень везуча на друзей. Определяющее же большинство, как на выборах, очевидным образом задаёт микроклимат и темп развития. А поскольку темп и климат задавались на протяжении веков, имеем культуру, полностью пропитанную смертным грехом осуждения и вины. Формируется вся эта кутерьма, как здоровая, так и грешная, в возрасте с 2 до 4 лет. Родители по идее должны научить ребёнка, что есть время для его решений и есть время соблюдать правила, то есть, свобода и ответственность. Что у следствия есть причина, иногда ребёнок за неё в ответе, а иногда нет. Что есть границы, которые можно и нужно защищать, а есть чужие границы, за которые тебя имеют полное право не пустить.

По факту же чаще всего случается два вида перекосов: люди, которые винят себя за всё на свете, и люди, которые винят во всём только других. Люди, слепо преданные всем установленным правилам и условностям, и люди, чихающие на все правила. И то, и другое про незнание о границах ответственности и свободы. Незнание, что они бывают. Я немного писала об этом, а подробно можно говорить долго. Реформация вспыхнула, когда накопилось достаточное количество людей, сказавших: хватит. Освобождая нас от ответственности, вы отнимаете нашу свободу. Да, пусть не будет индульгенций, но зато я буду чувствовать себя хозяином своей жизни, другом Божьим, а не рабом, приходящим за подаянием. Я буду ходить в Церковь, чтобы радоваться общению с Богом, а не чтобы плакать о своём несоответствии некому сформулированному обществом идеалу. Я буду созидать, а не унывать. Православие отсиделось.

В революцию 1917 года маятник, конечно, качнулся, но качнулся к атеизму, вылившемуся в культ предков и пантеизм (а так же в приметы, суеверия и прочее народное). Реформации как обновления ценностной базы, как подросткового возраста религии у православия в России не было. И не было взросления народа как целого, не было осознания личной ответственности, не случилось - по-прежнему в ответе за всё у нас не я сам, а государство, попы, судьба и "так получилось".

Конечно, есть люди, которые, несмотря на подавляющее большинство, не подавляются. Болезненно, по одиночке, кто легче, кто труднее – мы выкарабкиваемся из болота вины и осуждения, религией поддерживаемых, но не ограничивающихся. Время Реформации прошло. Но никогда не поздно стать немножко взрослее, свободнее и счастливее.

 odojdi

Поделитесь статьей с друзьями

Яндекс.Метрика Индекс цитирования
Monday the 24th. Joomla 2.5 Templates. Custom text here
Copyright 2012

©